Федеральная целевая программа «Обеспечение ядерной
и радиационной безопасности на 2016 - 2020 годы и на период до 2030 года»

Подробнее о программе

Александр Драгунов: «Закон позволяет легитимно заниматься вопросами предотвращения террористических актов»


01.11.2016

Фото: мвд.рф

Советник Департамента физической защиты Госкорпорации «Росатом» Александр Драгунов прокомментировал проект федерального закона, который позволит повысить антитеррористическую защищенность ядерно и радиационно опасных объектов

3 июля 2016 года Президент РФ Владимир Путин подписал проект Федерального закона № 356-ФЗ «О внесении изменений в статью 31 Федерального закона «Об использовании атомной энергии». Закон позволит повысить антитеррористическую защищенность ядерно и радиационно опасных объектов.

В рамках XI Международного ядерного форума «Безопасность ядерных технологий: Культура безопасности» советник Департамента физической защиты Госкорпорации «Росатом» Александр Драгунов выступил с докладом, в котором затронул вопрос о задачах и реализации этого закона.

Александр Георгиевич, расскажите, пожалуйста, подробнее о проекте Федерального закона № 356-ФЗ от 03.07.2016 г.

- Сейчас для защиты населения вокруг объектов использования атомной энергии существуют санитарно-защитные зоны и зоны наблюдения. В целях повышения антитеррористической защищенности объектов использования атомной энергии закон устанавливает дополнительную зону с особыми условиями использования территорий — зону безопасности с особым правовым режимом функционирования.

Подготовленный Госкорпорацией «Росатом» проект Федерального закона № 356-ФЗ «О внесении изменений в статью 31 Федерального закона «Об использовании атомной энергии» вступит в действие 1 января 2017 года. Порядок определения зоны безопасности, ее размеров и границ, а также порядок обеспечения особого правового режима будут определены Правительством РФ к концу марта 2017 года. В середине июня 2017 года Правительство РФ определит перечень объектов использования атомной энергии, на который будет распространяться закон. Сейчас мы получаем предложения от объектов, идет их активная проработка. Работа предстоит большая, в первую очередь будут анализироваться крупные объекты.

Какие задачи могут быть решены благодаря новому закону?

- В сегодняшних условиях повышения террористической угрозы очень важно создать буферные зоны вокруг объектов использования атомной энергии. Закон позволяет нам легитимно заниматься вопросами не только пресечения, но и предотвращения террористических актов на подступах к объектам.

Сегодня наши объекты противостоят угрозе терроризма стандартными способами физической защиты, которая фактически начинается только с первого ограждения объекта. Наши действия за охраняемой территорией объекта ограничены, прежде всего, в части касающейся исключения нарушений конституционных прав граждан, в том числе и тех, которые, к сожалению, замышляют и подготавливают незаконные действия. Благодаря закону появится буферная зона, в которой мы можем предотвратить наиболее опасные угрозы.

Какие будут ограничения в зоне безопасности с особым правовым режимом?

- В зоне безопасности будет запрещено находится вооруженным людям. Также под запретом опасные производства и несанкционированное применение летательных аппаратов, в том числе беспилотных.

Сотрудники органов безопасности, МВД России и охрана объекта будут иметь право проверки документов и административного задержания лиц в зоне безопасности. Они смогут применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в отношении лиц, нарушивших особый правовой режим зоны безопасности и не подчиняющихся законным требованиям. Также они смогут временно полностью ограничить доступ в территорию зоны безопасности и проводить необходимые оперативно-розыскные мероприятия.

Какие есть сложности по созданию зон безопасности?

- Есть определенные ограничения. В настоящее время весьма проблематично создание зон безопасности вокруг московских, санкт-петербургских и других объектов, расположенных в федеральных городах, из-за ряда фактически существующих ограничений, связанных, в том числе, со сложившейся городской инфраструктурой и плотной городской застройкой, а также из-за сложности решения финансового вопроса.

Наверх
Обратная связь