Федеральная целевая программа «Обеспечение ядерной
и радиационной безопасности на 2016 - 2020 годы и на период до 2030 года»

Подробнее о программе

Кирилл Бочаров, АО «ТВЭЛ»: «К 2030 году планируется реабилитировать 470 тыс. м2 загрязненных территорий»


09.03.2017

Директор Департамента по ядерной, радиационной, промышленной безопасности и экологии АО «ТВЭЛ» Кирилл Геннадьевич Бочаров рассказывает о реализации программных мероприятий ФЦП ЯРБ-2.

- Сколько организаций, входящих в структуру АО «ТВЭЛ», принимают участие в реализации программы ФЦП ЯРБ-2?

- В продолжение успешно завершенной федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года» Правительством Российской Федерации в ноябре 2015 года утверждена федеральная целевая программа «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016-2020 годы и на период до 2030 года», так называемая ФЦП ЯРБ-2. В нее из заявки Топливной компании включено 17 мероприятий на общую сумму 38,9 млрд. руб., в т.ч. 35,3 млрд. руб. из средств федерального бюджета. Эти мероприятия будут реализованы на площадках АО «СХК», АО «АЭХК», АО «УЭХК», ПАО «НЗХК», АО «МСЗ», АО «ВНИИНМ» и АО «ОКБ-НН».

- Какие целевые показатели достигнуты в рамках ФЦП ЯРБ-1, которая была завершена в 2015 году?

- В рамках ФЦП ЯРБ-1 (2008-2015 гг.) на промплощадках предприятий Топливной компании  были выполнены все запланированные работы на сумму 10,43 млрд. руб., в т.ч. 7,9 млрд. руб. из средств федерального бюджета, и достигнуты следующие целевые показатели:

  • введено в эксплуатацию мощностей хранилищ РАО - 1,71 тыс. м3;
  • на 14 ЯРОО началась подготовка к выводу из эксплуатации;
  • на 5 ЯРОО завершилась подготовка к выводу из эксплуатации;
  • ликвидировано 55 ЯРОО;
  • активность РАО, переведенных в экологически безопасное состояние, составила 2,74*1018 Бк;
  • реабилитировано 155,52 тыс. м2 радиационно загрязненных территорий.

- Расскажите, пожалуйста, о ключевых мероприятиях ФЦП ЯРБ-1.

- Во-первых, в 2010 году была выведена из эксплуатации (ликвидация) ядерная установка ХМЗ (г. Красноярск) под «зеленую лужайку» с площадью застройки 2900 м2, объем ТРО, переданный на захоронение – 1860 м3.

Затем в 2012 году была завершена консервация бассейна Б-2 (особые РАО) АО «СХК» (г. Северск) площадью 51 400 м2, объем пульпы - 35 000 м3.

В 2015 году был создан пункт консервации особых РАО на месте промышленного  уран-графитового реактора ИЭ-2 АО «СХК» (г. Северск) площадью 2670 м2.

И также в 2015 году был выведен из эксплуатации под «зеленую лужайку» научно-исследовательский корпус «Б» АО «ВНИИНМ» (г. Москва), площадь застройки – 2407 м2, объем РАО, переданный на захоронение – 1603 м3.

- С какими трудностями вы столкнулись, как они были преодолены?

- Что касается трудностей при реализации мероприятий, то основные из них были связаны с изменением законодательства РФ, в частности с выходом закона «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 11.07.2011 № 190-ФЗ. Приведу некоторые из них.

Так, например, по мероприятиям ФЦП ЯРБ 2008-2015 «Консервация бассейна Б-25 АО «СХК», «Консервация хранилищ ТРО на площадке 16 ХМЗ» АО «СХК» было получено отрицательное заключение ФАУ «Главгосэкспертиза России» на проектную документацию, где одним из замечаний являлось отсутствие разработанных Правительством РФ критериев отнесения радиоактивных отходов к особым радиоактивным отходам и к удаляемым отходам. Предприятие АО «СХК» было вынуждено разработать и утвердить в Госкорпорации «Росатом» «Специальные технические условия», компенсирующие отсутствие недостающих критериев.

В связи тем, что законом было предусмотрено проведение первичной регистрации ПАО «МСЗ» пришлось отказаться от дальнейшей реализации мероприятия ФЦП ЯРБ 2008-2015 «Повышение безопасности полигона по захоронению твердых радиоактивных отходов (хвостохранилище № 298)» с общим объемом финансирования в рамках ФЦП ЯРБ 2008-2015 – 1641,0 млн. руб.

Другой пример касается мероприятия по выводу из эксплуатации корпуса 242 ПАО «МСЗ», не входящего в ФЦП ЯРБ-1. По первоначальным планам ПАО «МСЗ» вывод из эксплуатации корпуса 242 предусматривался по варианту «ликвидация без извлечения фундамента». После принятия закона от 11.07.2011 № ФЗ-190 потребовалось проведение мероприятий по корректировке проекта с изменением конечного состояния корпуса с выемкой фундамента.

Упомянутые обстоятельства отразились на увеличении сроков реализации вышеуказанных мероприятий по ВЭ ЯРОО.

- Какие новые задачи были поставлены перед АО «ТВЭЛ» в рамках утвержденной ФЦП ЯРБ-2 на следующие пятнадцать лет?

- На этапе формирования ФЦП ЯРБ-2 Топливной компанией самостоятельно был определен круг задач по выводу из эксплуатации ЯРОО с целью реализации которых были сформированы заявки на финансирование на общую сумму 116,5 млрд. руб. в рамках программы ФЦП ЯРБ-2.

В утвержденной ФЦП ЯРБ-2 было одобрено только 33 % финансирования от заявок Топливной компании. Поэтому новых задач перед Топливной компанией не ставилось.

И, как уже было упомянуто, на период с 2016-2030 годы в рамках ФЦП ЯРБ-2 запланировано выполнение 17 мероприятий. Шесть из них являются мероприятиями, реализация которых уже велась в рамках ФЦП ЯРБ 2008-2015, и планируется их завершение в рамках ФЦП ЯРБ-2 — это так называемые «переходящие мероприятия». Это такие мероприятия, как «Вывод из эксплуатации производства твэл для ПУГР ПАО «НЗХК», «Консервация бассейна Б-1» и «Консервация бассейна Б-25» АО «СХК» и пр. Остальные 11 являются совершенно новыми проектами по выводу из эксплуатации.

Помимо задач по ВЭ ЯРОО и реабилитации загрязненных территорий, решаемых в ФЦП ЯРБ-2, в настоящее время приняты решения о выводе из эксплуатации сублиматного производства АО «АЭХК», производства тетрафторида урана АО ЧМЗ и химико-металлургического завода АО «СХК». Данные мероприятия планируется выполнять частично за счет средств специального резервного фонда № 3 (Вывод из эксплуатации и НИОКР).

К 2030 году планируется завершить вывод из эксплуатации следующих основных ЯРОО:

  • ядерную установку АО «ВНИИНМ»;
  • корпус 2 (здание № 802) и корпус 4 (здание № 804), сублиматного производства АО «АЭХК»;
  • производство переработки ОСУБ площадки № 3, химико-металлургического завода АО «СХК»;
  • производства тетрафторида урана и обедненного урана АО ЧМЗ;
  • провести консервацию бассейнов Б-1 и Б-25 АО «СХК»;
  • провести консервацию хвостохранилища ПАО «НЗХК».

- Расскажите, пожалуйста, подробнее о проектах по выводу из эксплуатации объектов на предприятиях, входящих в топливную компанию, и о ходе выполнения их ключевых этапов.

- Хотел бы отметить, что при реализации мероприятий по выводу из эксплуатации ЯРОО выделяются 3 ключевых этапа выполнения работ после перевода объекта в режим окончательного останова:

  • подготовка к выводу из эксплуатации (удаление ЯМ, РВ, проведение дезактивации в объеме, необходимом для подготовки к выводу из эксплуатации ЯУ ЯТЦ, и пр.). Основной источник финансирования – специальный резервный фонд № 1 (Безопасность) Госкорпорации «Росатом»;
  • подготовительные мероприятия к выводу из эксплуатации (проведение КИРО, разработка ПСД, получение лицензии на ВЭ или изменений в УДЛ и пр.). Основной источник финансирования – специальный резервный фонд № 3 (Вывод из эксплуатации и НИОКР) Госкорпорации «Росатом»;
  • работы по выводу из эксплуатации ЯРОО. Основные источники  финансирования ФЦП ЯРБ-2 и специальный резервный фонд № 3 (Вывод из эксплуатации и НИОКР) Госкорпорации «Росатом».

В 2016 году в рамках проведения этапов подготовки и подготовительных мероприятий к выводу из эксплуатации были выполнены следующие мероприятия:

  • Внесено изменение в УДЛ на эксплуатацию ЯУ АО «АЭХК» на право осуществления деятельности по выводу из эксплуатации корпуса 2 (здание № 802) и корпуса 4 (здание № 804) АО «АЭХК».
  • Получено изменение в УДЛ на эксплуатацию ЯУ на право осуществления деятельности по ВЭ хранилища 310.
  • Получено положительное заключения ГЭЭ на МОЛ «Вывод из эксплуатации установки У-5» АО «ВНИИНМ».
  • Проведено удаление 844 тонн ЯМ, радиоактивных сред, вредных химических веществ из газоходов сублиматного производства АО «АЭХК», и пр.

К настоящему моменту в рамках этапа проведение работ по выводу из эксплуатации ЯРОО заключены госконтракты на общую сумму 2 460 млн. руб. (ФБ) по 5 мероприятиям ФЦП ЯРБ-2, реализуемым на 3 предприятиях Топливной компании:

  • п.2.17. Реконструкция площадки 13 АО «СХК» (продолжение работ ФЦП ЯРБ 2008-2015). Заказчик АО «СХК». Исполнитель АО «ТВЭЛ-Строй». Договор от 05.07.2016 №11/5809-Д на 620,0 млн. рублей, в т. ч. ФБ - 330 млн. руб. Исполнение работ по договору в 2016-2020 гг.
  • п.5.22. Вывод из эксплуатации корпуса 2 (здания № 802) и корпуса 4 (здания №804) АО «АЭХК». Срок реализации 2016-2030 гг. Госконтракт от 12.07.2016 № Д.4ш.2.1.2.7.16.1086 на сумму 999,1 млн. руб. (ФБ). Исполнитель АО «ОДЦ УГР». Завершение работ в 2019 году; Госконтракт от 11.07.2016 №Д.4ш.21.2.2.16.1087 на сумму 285,5 млн. руб. (ФБ). Исполнитель ФГУП «РАДОН». Завершение работ в декабре 2016 году.
  • п. 5.24. Вывод из эксплуатации производства тепловыделяющих элементов для промышленных уран-графитовых реакторов ПАО «НЗХК» (продолжение работ ФЦП ЯРБ 2008-2015). Реализация в период 2016-2030 гг. Госконтракт от 28.06.2016 №Д.4ш.21.2.7.16.1080 на сумму 416,8 млн. руб. (ФБ). Исполнитель АО «ОДЦ УГР». Завершение работ в 2017 году.
  • п. 6.3. Консервация бассейна Б-1 АО «СХК» (продолжение работ ФЦП ЯРБ 2008-2015). Срок реализации 2016-2020 гг. Госконтракт от 27.04.2016 №Д.4ш.21.(2.7)16.1052 на сумму ФБ - 76,74 млн. руб. Исполнитель АО «СХК». Завершение работ по в 2017 году.
  • п. 6.4. Консервация бассейна Б-25 АО «СХК» (продолжение работ ФЦП ЯРБ 2008-2015). Срок реализации 2016-2021 гг. Госконтракт от 31.03.2016 №Д.4ш.21.(2.7).16.1038 на сумму ФБ – 351,9 млн. руб. Исполнитель АО «СХК». Завершение работ по в 2017 году.

АО «ОКБ-НН» досрочно в 2016 завершено мероприятие п. 5.36. ФЦП ЯРБ-2 «Вывод из эксплуатации  радиационных источников в лаборатории ресурсных испытаний АО «ОКБ-НН». Это мероприятие планировалась выполнить в период 2017-2018 гг. Работы выполнены за счет средств специального резервного фонда Госкорпорации «Росатом»  в объеме 13,2 млн. руб. и собственных средств предприятия в объеме 76,07 млн. руб. Ростехнадзом принято решение о прекращении деятельности АО «ОКБ-НН» с 09.12.2016 в области использования атомной энергии.

- Каковы ваши планы в следующие пять лет?

- Что касается планов на следующие 5 лет, то мы планируем вывести из эксплуатации следующие ЯРОО:

  • установку У-5, корпус Ж, здание 53, непроектные захоронения АО «ВНИИНМ». Ликвидация данных ЯРОО позволит улучшить экологическую обстановку в г. Москве, освободить территории.
  • производство твэл для ПУГР, здание 18 и складские здания «Макеты» ПАО «НЗХК». Это позволит провести сокращение площадей для компактизации производства.
  • радиационный источник в АО «Центротех-СПб».
  • установку переработки ВОУ-НОУ М2079 АО «СХК».

А также:

  • провести консервацию бассейнов Б-1, Б-25, наземные хранилища ТРО на площадке 16 АО «СХК». Реализация мероприятий по консервации бассейнов Б-1, Б-25 крайне важна, поскольку данные объекты являются хранилищами ЖРО открытого типа и представляют из себя радиационно опасные объекты с высокой потенциальной опасностью. По окончанию мероприятий бассейны будут переведены в безопасное состояние.
  • провести реконструкцию площадки 13 РХЗ АО «СХК», что позволит прекратить сброс ЖРО в открытые хранилища - пульпохранилища ПХ-1, ПХ-2 и приступить к реализации мероприятия п.6.5 ФЦП ЯРБ-2 по консервации данных пульпохранилищ.

Каких общеотраслевых результатов ваше предприятие планирует достигнуть к 2030 году?

- Одной из ключевых задач, стоящих перед отраслью, является снижение издержек и себестоимости продукции для обеспечения конкурентоспособности на мировом рынке. В связи с чем к 2030 году планируется завершить работы по выводу из эксплуатации ЯРОО по 34 мероприятиям, провести реабилитацию 470 тыс. м2 загрязненных радионуклидами территорий. Это позволит значительно снизить себестоимость продукции, производимой предприятиями Топливной компании, за счет сокращения загрязненных площадей и последующей компактизацией производства. Также будут сохранены значительные средства, которые тратятся ежегодно на содержание в безопасном состоянии ЯРОО Топливной компании.

Как следствие проведения данных работ будет улучшена экологическая обстановка и социальная приемлемость в регионах присутствия Топливной компании, а также повышена конкурентоспособность Топливной компании, в том числе и на международных рынках.

Наверх
Обратная связь