Федеральная целевая программа «Обеспечение ядерной
и радиационной безопасности на 2016 – 2020 годы и на период до 2030 года»

Подробнее о программе

Поручение Президента: итоги 15-летней работы и перспективы окончательного решения проблемы


25.06.2018

20 июня 2018 года на базе ФГУП «ПО «Маяк» прошла научно-практическая конференция «ТКВ: вчера, сегодня, завтра», приуроченная к 70-летию ПО «Маяк». Тематическим фокусом мероприятия стало вышедшее 15 лет назад, в марте 2003 года, Поручение Президента России В.В. Путина, требующее «…разработать комплекс дополнительных мер, направленных на предотвращение угрозы экологической катастрофы на Теченском каскаде водоемов (ТКВ) ПО «Маяк».

На конференции специалисты подвели итоги выполненных масштабных работ и обсудили стратегию окончательного решения проблем ТКВ. Стратегический мастер-план комплексного решения проблем ТКВ (СМП ТКВ) разрабатывался в рамках ФЦП ЯРБ и был утвержден генеральным директором Росатома феврале 2016 года. Результаты этой работы представили специалисты ИБРАЭ РАН.

И.И. Линге , д. т. н., заместитель директора ИБРАЭ и заместитель председателя НТС № 10 «Экологическая, ядерная и радиационная безопасность» Госкорпорации «Росатом» выделил несколько моментов, сыгравших ключевую роль в определении основных этапов жизненного цикла ТКВ.

Весной 2003 года после нескольких лет аномально высокой водности в регионе уровень воды в замыкающем водоеме (В-11) Теченского каскада достиг абсолютного исторического максимума и вплотную подошел к критической отметке. К этому времени разрабатываемый представителями Минатома, Минздрава, Минприроды, Госатомнадзора, ИБРАЭ РАН и рядом других организаций Комплексный план мероприятий по обеспечению решения экологических проблем, связанных с текущей и прошлой деятельностью ПО «Маяк» был близок к завершению. На ТКВ был выполнен комплекс инженерных мероприятий по укреплению построенной в 1960-х годах замыкающей плотины П-11. Плотина была укреплена так, что способна выдержать даже семибалльное землетрясение, благодаря чему минимизированы риски прорыва на среднесрочную перспективу.

К концу 2010 г. был решен принципиальный вопрос о статусе ТКВ. Ростехнадзор выдал лицензию на эксплуатацию ТКВ в качестве объекта использования атомной энергии. Это позволило снять острое внимание региональной общественности и правоохранителей к фактам превышения радиационных нормативов, установленных для питьевой воды, в воде реки Течи, которая много десятилетий назад была выведена из хозяйственного использования.

В 2012 г. решением Правительства России, исходя из научно обоснованных позиций, была увеличена граница отнесения жидких сред, содержащих радиоактивные вещества, к жидким радиоактивным отходам с 10 до 100 уровней вмешательства. Так были сняты значительные неопределенности относительно завершающих стадий жизненного цикла ТВК.

К 2015 году была завершена модернизация гидротехнических сооружений, запущены две очереди общесплавной канализации, введены в эксплуатацию пороги-регуляторы. Все технологические, нетехнологические и большая часть хозяйственно-бытовых сточных вод с промплощадки «Маяка» отведены на хранение в объекты использования атомной энергии, изолированные от открытой гидрографической системы. К этому же времени были завершены работы по ликвидации открытой акватории технического водоема В-9 – озера Карачай.

Перспективы окончательного решения проблем ТКВ определяются сроками прекращения размещения ЖРО в ТКВ, процессами самоочищения водоемов В-10 и В-11 и процессами естественного радиоактивного распада. Чтобы найти наиболее рациональный и эффективный вариант использования материально-финансовых ресурсов при соблюдении отечественных и международных требований в области радиационной и экологической безопасности, специалисты ИБРАЭ просчитали разные варианты.

Эта работа проводилась в рамках реализации ФЦП ЯРБ-1 и была завершена к 2015 году. Итогом стал стратегический мастер-план. В числе его разработчиков специалисты ПО «Маяк», Гидроспецгеологии, НИЭП и ИБРАЭ РАН, причем ИБРАЭ РАН играл роль головной научной организации. Этот документ заложил прочную научную основу для стабилизации радиационной ситуации вокруг ТКВ и определил самую эффективную стратегию окончательного решения проблемы. Мы показали, как пройти весь путь до окончательного решения вопроса по основным водоемам, то есть освобождения их от радиационного контроля. На это потребуется около двухсот лет. Задача вывода части накопленных вод из категории ЖРО может быть решена гораздо быстрей. При определенных условиях может хватить и двадцати лет.

С. С. Уткин , д.т.н. заведующий отделением ИБРАЭ РАН, рассказал, что на рубеже 2200 г. водоемы В-10 и В-11 должны получить статус обычных водных объектов, которые не нужно контролировать на радиоактивное загрязнение.

Водоемы В-3 и В-4 должны быть преобразованы в приповерхностные пункты захоронения РАО с обязательным регулярным радиоэкологическим мониторингом. И, главное, река Теча за пределами Маяка должна быть возвращена во все виды хозяйственного водопользования. Это произойдет намного раньше 2200 года.

Основная задача - полностью прекратить техногенное поступление радиоактивно загрязненных вод в ТКВ. Это позволит перевести водоем в состояние ускоренного самоочищения и существенно снизить риски сверхнормативного поступления радиоактивных веществ в окружающую среду даже в условиях естественных колебаний уровня воды в В-11. В СМП ТКВ мы рассмотрели три базовых варианта управления водно-химическим режимом ТКВ.

Первый вариант - активная скоординированная эксплуатация гидротехническими сооружениями ТКВ на основе данных мониторинга и результатов компьютерного моделирования. Второй вариант – многолетний непрерывный отвод значимых объемов (до 10 млн м3/год) дебалансных вод за счет очистки воды в водоеме В-11. Третий - активное использование запаса вод ТКВ для экономически выгодной деятельности. Например, строительство АЭС позволит существенно повысить объемы испаряемой воды и превратить ТКВ в полностью управляемый объект.

Сроки окончательного решения экологических проблем по всем вариантам примерно одинаковы – около 200 лет. Наиболее опасный – начальный период, когда еще невозможно полностью исключить превышение установленных нормативов на поступление радиоактивности из ТКВ в окружающую среду. Этот период можно сократить на несколько десятилетий за счет инвестиции в строительство ядерно-энергетической установки или установки по очистке воды.

Затраты на управление гидротехническими сооружениями с помощью современного научного инструментария оцениваются нами на уровне 5 млрд рублей на весь период. Это около 50 млн рублей в год в первый период. Это инвестиции фактически только в безопасность, экономической отдачи они не дадут.

Вариант с установкой по очистке воды потребует в несколько раз больших вложений. При этом можно будет использовать дополнительно до 10 млн кубометров чистой воды в год. Новые технологии очистки ЖРО – это ноу-хау, которое может дать экономический эффект.

На строительство ядерного энергетического комплекса, использующего воду ТКВ для охлаждения, потребуется на порядки больше инвестиций. Экономический эффект будет довольно типичным для атомных станций при сроке окупаемости более 20 лет и значительных неопределенностях при выводе из эксплуатации. Что касается социального эффекта, в этом случае он, определенно, положительный.

В качестве приоритетной определена первая стратегия - управление уровнем воды в ТКВ с помощью согласованной работы гидротехнических сооружений. Этот вариант наименее затратный и наименее зависимый от экономической и политической конъюнктуры, в то же время наиболее понятный и проработанный. Фактически он реализуется сейчас и дает принципиально лучшие результаты по сравнению с ситуацией, когда никакие меры управления не осуществляются.

15 февраля 2016 г. генеральный директор Росатома утвердил СМП ТКВ и одновременно с ним направления первоочередных мероприятий по целому ряду направлений. Среди них – поддержание эксплуатационной безопасности; реализация технических и организационных мероприятий, направленных на снижение и прекращение размещения в ТКВ всех видов жидких отходов, включая создание установок очистки; управление уровнем В-11 за счет эксплуатации порогов-регуляторов уровня воды на обводных каналах; создание противофильтрационных завес на участках боковых дамб с повышенной фильтрацией; снижение воздействия на ТКВ при экстремальных значениях водности и, наоборот, проработка вариантов подпитки водоемов и обводных каналов в периоды низкой водности; комплексные радиационные обследования загрязненных участков реки Течи и работы по их поэтапному возврату в хозяйственное использование; развитие существующей системы мониторинга и так далее.

Наверх
Обратная связь