Федеральная целевая программа «Обеспечение ядерной
и радиационной безопасности на 2016 - 2020 годы и на период до 2030 года»

Подробнее о программе

Владимир Уйба: «Главная задача ФМБА до 2030 года – сохранение и укрепление здоровья граждан России»


29.11.2016

Руководитель ФМБА России Владимир Уйба рассказывает об участии агентства с 2016 года в новой ФЦП «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016–2020 годы и на период до 2030 года».

- Владимир Викторович, какие задачи Агентство будет выполнять в рамках ФЦП ЯРБ-1 и какие новые цели были поставлены перед ФМБА России?

- В рамках Программ планируется решение первоочередных проблем «ядерного наследия» и исполнение государственных обязательств по последствиям прошлой деятельности на объектах, находящихся в федеральной собственности.

Решение проблем «ядерного наследия» является одним из приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации и является одной из важнейших составляющей национальной безопасности.

Основным разработчиком и заказчиком-координатором указанной программы является государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», тем не менее, с учетом важности и необходимости проведение медицинских мероприятий обеспечения безопасности при ликвидации «ядерного наследия», недопущения нештатных ситуаций, связанных с возможным превышением дозовых пределов при проведении работ с отработавшим ядерным топливом и другими радиоактивными отходами при переводе их в безопасное состояние, и с учетом достигнутых результатов при реализации предыдущей ФЦП ЯРБ-1, ФМБА России также определено государственным заказчиком мероприятий ФЦП ЯРБ-2.

ФМБА России в рамках ФЦП ЯРБ-2, исходя из принципа преемственности и последовательности,  является заказчиком мероприятий, основа для  реализации которых была заложена в предыдущей программе ФЦП ЯРБ-1. Так как обеспечение ядерной и радиационной безопасности при проведении  опасных и высоко опасных работ на предприятиях ядерной энергетики, ядерно-оружейного комплекса, ядерно-энергетического комплекса — процесс непрерывный в течение всего жизненного цикла технического использования радиоактивных веществ и изделий на их основе, основной вектор медицинских мероприятий остался прежним.

В связи с этим, основными мероприятиями, заложенными к реализации в ФЦП ЯРБ-2, в части проведения исследований и выполнения практических мероприятий будут являться следующие мероприятия, сгруппированные в 4 направления:

1.   разработка и внедрение высокотехнологичных методов, направленных на выявление медицинских последствий радиационных воздействий на персонал радиационно опасных предприятий и обеспечение новейшими медицинскими средствами, используемыми в современных технологиях; создание автоматизированной системы медицинского мониторинга здоровья прикрепленного контингента и поддержание медико-дозиметрических регистров работников радиационно опасных предприятий;

2.   совершенствование технологии внутренней и внешней дозиметрии облучения человека и создание системы мониторинга доз общего облучения персонала радиационно опасных производств с целью оценки индивидуального канцерогенного и генетического риска и выявления других последствий радиационного воздействия на организм, а также обеспечение этой системы современными высокочувствительными средствами дозиметрического контроля различных видов излучений;

3.   совершенствование санитарно-гигиенического обеспечения и контроля при проведении работ с отработавшим ядерным топливом, обращении с радиоактивными отходами, развитие системы учета индивидуальных доз облучения сотрудников, работавших на радиационно опасных предприятиях, научно-методическое сопровождение работ в области медико-санитарного обеспечения радиационной безопасности при ликвидации ядерного наследия;

4.   обеспечение системы функционирования и обеспечения развертывания и поддержания в оперативной готовности аварийных медико-санитарных формирований и аварийных медицинских радиационно-дозиметрических центров ФМБА России.

- Расскажите, пожалуйста, о планах по строительству “специальных” объектов.

- В части повышения материально-технического потенциала организаций ФМБА России, непосредственно участвующих в медико-гигиеническом и медико-санитарном обеспечении радиационно опасных работ, и в целях повышения их возможностей по оказанию квалифицированной и высокотехнологичной медицинской помощи будет  завершено начатое в рамках ФЦП ЯРБ-1 строительство учебного корпуса в ФГБУ ФНКЦ ФМБА России (г. Москва).

А так же начнутся строительство и реконструкция объектов еще в 6 научно-исследовательских организациях (ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им А.И. Бурназяна ФМБА России (г. Москва), ФГУП НИИ ПММ (г. С.-Петербург), ФГУП НПЦ РХБГ ФМБА России (г. Москва), ФГБУН УНПЦ РМ ФМБА России (г. Челябинск), ФГУП СБН Центр ФМБА России (г. Северск, Томская обл.), ФГУП ЮУрИБФ (г. Озерск, Челябинская обл.) и одном лечебно-профилактическом учреждении (МСЧ № 5 ФГБУЗ «Новороссийский клинический центр ФМБА России», г. Волгодонск, Ростовская область).

- Каковы ключевые этапы выполнения ФЦП ЯРБ-2 на ближайшие 5 лет для улучшения медико-санитарного обеспечения атомной отрасли?

- Характерная особенность планирования и осуществления мероприятий медико-гигиенического и медико-санитарного обеспечения проводимых работ в рамках ФЦП ЯРБ-2 является этапность проведения с постепенным неуклонным наращиванием усилий для достижения основной цели Программы и решения локальных задач в рамках основных ее мероприятий.

Начиная с 2016 года и по 2030 год все мероприятия будут осуществляться в рамках выбранных и отмеченных как приоритетные направления исследований, а также строительство, реконструкция и поэтапный ввод в эксплуатацию объектов инфраструктуры организаций ФМБА России, включенных в Программу.

В частности, в первые 5 лет запланировано завершение строительства учебного корпуса ФГБУ ФНКЦ ФМБА России (г. Москва) и строительство стационара на 150 койкомест и поликлиники на 300 посещений в смену МСЧ № 5 ФГБУЗ «Новороссийский клинический центр ФМБА России» (г. Волгодонск, Ростовская обл.).

С учетом специфики Программы с акцентом на проведение практических работ и необходимости масштабного осуществления радиометрического и дозиметрического контроля на всех этапах ликвидации «ядерного наследия» большое внимание уделено вопросам оснащения Центров гигиены и эпидемиологии ФМБА России современными средствами технического контроля ионизирующего излучения, которые осуществляют объективизацию осуществления санитарно-эпидемиологического надзора за обеспечением радиационной безопасности. По состоянию на 2015 год указанные Центры гигиены и эпидемиологии оснащены приборами и аппаратами радиационного контроля в среднем на 16% от потребности. В рамках мероприятий ФЦП ЯРБ-2 предполагается оснастить современными приборами и аппаратами радиационного контроля все Центры с доведением их оснащенности до 100% нарастающим итогом к 2021 году. Этот показатель включен в основные индикаторы реализации ФЦП ЯРБ-2.

- Какие мероприятия запланированы по улучшению системы аварийного реагирования?

- В рамках противоаварийных тренировок и учений будет отрабатываться взаимодействие РАМДЦ с учреждениями ФМБА России по оценке медико-санитарных последствий аварийных ситуаций, выработке согласованных рекомендаций по защитным мерам и проведению медико-гигиенических мероприятий. Планируется организация и проведение ежегодного противоаварийного учения с участием территориальных органов, ЦМСЧ и ЦГиЭ ФМБА России, обслуживающих радиационно-опасные объекты первой категории потенциальной радиационной аварии.

В результате анализа действующей системы аварийного реагирования ФМБА России и Роспотребнадзора будет разработана принципиальная организационная структура совместного реагирования в случае ЧС радиационного характера, включая оповещение и обмен оперативной информацией о ЧС. Работа будет выполнена с учетом современных подходов МАГАТЭ и других международных организаций по данному направлению. Основой для разработки Концепции является современная нормативно-правовая база, действующая в Российской Федерации. Разработанная Концепция позволит проводить планирование медико-санитарного обеспечения на случай различных по масштабу и типу радиационных аварий на объектах, находящихся в сфере деятельности ФМБА России и Роспотребнадзора, и осуществлять скоординированные действия на этапе раннего аварийного реагирования и последующей минимизации радиационно-гигиенических последствий.

Для успешного решения задач аварийного реагирования необходима информация о текущем состоянии и деятельности нештатных специализированных аварийных формирований, созданных на базе учреждений ФМБА России.

В рамках ФЦП ЯРБ-2 планируется разработать формы запросов для получения сведений о нештатных аварийных формированиях, а также будет разработано техническое задание на создание базы данных по нештатным специализированным аварийным формированиям. Собранная в базе данных информация о нештатных специализированных аварийных формированиях позволит решать вопросы управления готовностью системой аварийного реагирования ФМБА России.

- Какие ещё мероприятия Программы обеспечат повышение радиационной безопасности задействованного персонала?

- В рамках ФЦП ЯРБ-2 будет разработана система операционных величин поверхностного радиоактивного загрязнения пострадавших при различных типах радиационных аварий. Разработка системы операционных величин направлена на экспрессную оценку степени радиационного воздействия и проведение последующей сортировки пострадавших на основании результатов проведения дозиметрических измерений открытых участков тела, СИЗ, одежды, различных поверхностей помещений и оборудования. Использование разработанных критериев и значений операционных величин в практике позволит повысить оперативность проводимых неотложных мероприятий, обеспечить радиационную безопасность медицинского персонала и спланировать объем дальнейших лечебно-диагностических мероприятий.

На основе научно-теоретического анализа отечественного и зарубежного опыта участия персонала аварийных подразделений и медицинских бригад в ликвидации последствий радиационных аварий и инцидентов будет разработано учебно-методическое пособие для медицинских организаций ФМБА России, способствующее повышению профессиональной компетентности в сфере оказания экстренной психологической помощи пострадавшим и самопомощи.

Владея навыками распознавания внешних проявлений патологических и непатологических форм психогенных реакций и приемами оказания экстренной психологической помощи, медицинские специалисты могут не только купировать острые стрессовые реакции, но и предотвратить развитие у пострадавших отсроченных психологических последствий травматического события. Кроме того, знание и умение применять на практике техники психологической самопомощи позволит специалистам регулировать свое эмоциональное и физическое состояние, сохраняя максимальную эффективность деятельности в конкретный период времени и способствуя продлению профессионального долголетия в целом.

Будет выработан алгоритм работы лаборатории дозиметрии инкорпорированных радионуклидов ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России в условиях реагирования при возникновении радиационных инцидентов и аварий. Планируется разработка рекомендаций по приборному и методическому оснащению, которое должно быть обеспечено для гарантированной работы лаборатории дозиметрии инкорпорированных радионуклидов ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России в условиях реагирования при возникновении радиационных инцидентов и аварий.

- По вашему мнению, какие из направлений наиболее сложные и важные?

- Во всем мире бесспорным считается то, что среди всех факторов «наследия» атомной промышленности являются радиационные последствия и, в первую очередь, нарушения состояния здоровья персонала радиационно опасных предприятий Госкорпорации «Росатом» и населения, проживавшего вблизи этих объектов, а также их потомков.

Поэтому все без исключения мероприятия, предложенные к выполнению в ФЦП ЯРБ-2 и заказчиком которых является ФМБА России, направлены на реабилитацию здоровья персонала радиационно опасных предприятий и их потомков, а также на обеспечение безопасности при проведении работ по переводу объектов «ядерного наследия» в безопасное состояние, являются очень важными и, безусловно, необходимыми.

А сложности — они всегда были и будут. И нет непреодолимых препятствий для достижения благородных целей. Как говорят в народе, «дорогу осилить может только идущий».

Сегодня ФМБА России обслуживает более 190 тыс. работников атомной промышленности, из которых на дозиметрическом контроле состоит около 72 тыс. человек.

По данным многолетнего мониторинга среднегодовая эффективная доза облучения персонала по отрасли не превышает установленное нормами радиационной безопасности значение 20 мЗв, и находится в пределах  2 мЗв.

На протяжении многих лет не регистрируются случаи превышения сбросов и выбросов радиоактивных веществ во внешнюю среду из атомных объектов, а химические загрязнения атмосферного воздуха и объектов водной среды не превышают предельно-допустимых концентраций. Это положение достигнуто в результате не только технологических решений, но и жесткого контроля регламентов со стороны ФМБА России и других регулирующих органов.

Эта важная работа будет продолжена и в рамках реализации мероприятий ФЦП ЯРБ-2.

- Планируете ли вы использовать зарубежный опыт и экспертизы при исполнении ФЦП ЯРБ-2?

- Несомненно, зарубежный опыт при реализации мероприятий Программы планируется использовать в полной мере. В рамках проведения научных исследований в обязательном порядке при выборе направления этих исследований планируется изучать имеющейся научно-технический опыт и информацию в доступных литературных источниках с целью максимального использования его для достижения целей Программы. Это будет включаться в технические задания на выполнения научно-исследовательских работ и медико-гигиенических мероприятий.

Мы не исключаем возможности проведения экспертиз при выполнении мероприятий Программы. У нас есть положительный опыт привлечения зарубежных организаций в этом вопросе. Как пример можно привести реализацию проекта по утилизации плавучей технической базы «Лепсе». Когда в рамках этого проекта были приглашены и использованы зарубежные организации по предоставлению консультативных услуг по оказанию технической поддержки российским регулирующим органам, в том числе и проведении экологических и технологических экспертиз.

- Каких общеотраслевых результатов вы планируете достигнуть к 2030 году?

- Одной из главных задач социально-ориентированного государства на современном этапе его развития является сохранение и укрепление здоровья граждан России. Для ФМБА России эта задача — в числе наиболее важных и приоритетных на период до 2030 года для всего прикрепленного для медико-санитарного обслуживания к ФМБА России контингента, в том числе и для персонала опасных и особо опасных производств, а также населения, проживающего в зоне влияния этих объектов. В рамках решения этой главной задачи к концу реализации мероприятий ФЦП ЯРБ-2 будет неуклонное снижение основных негативных показателей состояния здоровья населения (заболеваемость социально значимыми и профессиональными болезнями, смертность и др.) в составе контингента, обслуживаемого ФМБА России, и, одновременно, сохранение низкого, в сравнении с общероссийскими, уровня этих показателей в системе общего здравоохранения путем целенаправленного выполнения запланированных мероприятий как в ФЦП ЯРБ-2, так и в государственной программе «Развитие здравоохранения».

Необходимо особо отметить, что в системе ФМБА России уже сегодня упомянутые основные показатели здоровья населения ниже показателей, достижение которых установлено Планом мероприятий («дорожной картой») изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2599-р.

Например, заболеваемость туберкулёзом в ЗАТО и городах АЭС в течение трех последних лет находится на уровне 30 случаев на 100 тыс. населения (по Российской Федерации - 66,6), что в 2 раза ниже чем в целом по Российской Федерации и может служить индикатором качества жизни и медицинской помощи. Также значительно ниже общероссийских показатели смертности от туберкулеза и сердечно сосудистых заболеваний.

Это свидетельствует о том, что медико-санитарное обеспечение населения 10 ЗАТО и городов спутников АЭС находиться на уровне, позволяющем с оптимизмом смотреть в будущее.

Наверх
Обратная связь