Главная О программе Общие сведения

Общие сведения

Федеральная целевая программа «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016—2020 годы и на период до 2030 года» (Программа, ФЦП ЯРБ-2) является логическим продолжением работ по решению проблем ядерного наследия, реализуемых в предшествующий период в рамках федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года» (ФЦП ЯРБ).

Реализация ФЦП ЯРБ позволила решить самые острые проблемы, уточнить основные количественные характеристики объектов ядерного наследия и получить оценки продолжительности и объема требуемых работ. Окончательное решение накопленных проблем включает в себя вывод из эксплуатации всех ЯРОО наследия, переработку всего находящегося в федеральной собственности ОЯТ с захоронением образующихся РАО, переработку и захоронение накопленных удаляемых РАО, консервацию пунктов размещения особых РАО и реабилитацию радиационно загрязненных территорий.

ФЦП ЯРБ-2 разработана в соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации от 2 июня 2014 г. № ДМ-П7-4107р. Концепция Программы утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 г. № 760-р, а сама Программа — постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2015 г. № 1248.

Наличие объектов ядерного наследия, в отношении которых требуется принятие дополнительных мер по завершению их жизненного цикла и (или) реабилитации, накопление отработавшего ядерного топлива и радиоактивных отходов определены первыми в перечне основных проблем в области обеспечения ЯРБ в соответствии с Основами государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу.

Цель и задачи Программы

Комплексное обеспечение ядерной и радиационной безопасности в Российской Федерации путем решения первоочередных проблем ядерного наследия.

Задачи:

  • создание объектов инфраструктуры, включая мощности по переработке накопленного ОЯТ и РАО, а также строительство пунктов захоронения РАО;
  • перевод объектов ядерного наследия в ядерно и радиационно безопасное состояние;
  • регулярное исполнение и снижение государственных обязательств, связанных с последствиями прошлой деятельности в области использования атомной энергии.

Исходя из поставленных задач, ФЦП ЯРБ-2 включает в себя более 130 мероприятий, которые реализуются по четырем направлениям:

  1. Создание основных объектов инфраструктуры по обращению с ОЯТ и РАО.
  2. Практическое решение проблем, связанных с прошлой деятельностью.
  3. Развитие систем контроля и обеспечения ядерной и радиационной безопасности и повышение защищенности работников (персонала) объектов использования атомной энергии, населения и окружающей среды от радиационного воздействия.
  4. Научно-методическое и информационное сопровождение работ в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности.


Государственные заказчики программы

Целевые показатели Программы на 2016 – 2030 годы

Наименование показателя Значение показателя Программы
ФЦП ЯРБ
2008-2015 гг., факт
ФЦП ЯРБ-2
2016-2030 гг., план
Ввод в эксплуатацию объектов окончательной изоляции РАО, тыс. м3 Объекты не вводились 376
Вывоз на централизованное хранение ОТВС, штук 29 386 80 064
Переработка ОЯТ, тонн 83,9 2 416,3
Вывод из эксплуатации ЯРОО, штук 53 76
Реабилитация территорий , тыс. м2 2 699 1 304,4
Захоронение РАО*, тыс. м3 РАО не захоранивались 155,2
Оснащенность центров гигиены и эпидемиологии ФМБА России, % 16 100

* показатель не предусмотрен федеральной целевой программой «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года»

1 этап 2016-2020 гг.

Продолжено выполнение переходящих мероприятий федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года»

Подробнее об итогах реализации ФЦП ЯРБ-1

2 этап 2021-2025 гг.

Продолжены работы по основным направлениям Программы: безопасное обращение с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом, а также вывод из эксплуатации ядерно и радиационно опасных объектов с реабилитацией территорий

3 этап 2026-2030 гг.

Работы завершены в отношении большей части накопленных и находящихся в федеральной собственности радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива; выведено из эксплуатации 76 единиц неэксплуатируемых ядерно и радиационно опасных объектов

Ключевые результаты Программы, запланированные к 2030 году

В части  создания основных объектов инфраструктуры и практического решения проблем, связанных с прошлой деятельностью:

Обращение с ОЯТ


Темпы вывоза на централизованное хранение отработавшего ядерного топлива превышают темпы его образования

  • Около 80% федерального ОЯТ РБМК размещено на безопасное долговременное «сухое» хранение;

  • Создан завод нового поколения по переработке ОЯТ;

  • Переработано около 2,5 тысяч тонн федерального ОЯТ;

  • Реализован переход к рециклированию ядерных материалов в реакторах на тепловых и быстрых нейтронах


Обращение с РАО


Объемы захоронения радиоактивных отходов превышают объемы их образования

  • Созданы 3 пункта захоронения РАО, общей мощностью 376 тыс. м3;

  • Создана подземная исследовательская лаборатория;

  • Созданы 6 региональных комплексов переработки РАО;

  • Передано на захоронение около 155  тыс. мтвердых федеральных РАО


Вывод из эксплуатации ЯРОО и реабилитация территорий


Темпы вывода из эксплуатации минимизируют риски и финансовые обязательства в будущем

  • Выведены из эксплуатации 76 ЯРОО, в том числе:

         - 7 ПУГР,
         - 2 атомных ледокола,
         - 26 крупных объектов ядерного топливного цикла,
         - 3 суда атомного технологического обслуживания;

  • Реабилитировано 1,3 млн м2 радиационно загрязненных территорий



В части развития систем контроля и обеспечения ядерной и радиационной безопасности, повышения защищенности персонала, населения и окружающей среды, а также научно-методического и информационного сопровождения работ:

Созданы и усовершенствованы системы обеспечения и контроля ЯРБ на объектах ядерного наследия в условиях нормальной эксплуатации и аварий

Сопряженность ведомственных и государственных систем АСМРО с территориальными системами аварийного реагирования.


Осуществлено медико-санитарное обеспечение радиационной безопасности персонала

100% оснащенность центров радиационной гигиены и эпидемиололгии ФМБА России.


Разработаны опытно-промышленные технологии обращения с ОЯТ, РАО и ВЭ ЯРОО

Развитие системы государственного учета и контроля РВ, РАО и ЯМ;
Внедрение цифровых технологий при обосновании решений по конечному состоянию площадок.


Усовершенствованы методы комплексного анализа ядерной и радиационной безопасности ОИАЭ

Модернизация нормативно-правовой базы, регулирующей объекты ядерного наследия и учитывающей новые требования международных стандартов, современные достижения науки и техники и лучшие мировые практики.


Разработаны инструменты и расчетно-прогностические комплексы для обоснования безопасности объектов ядерного наследия и пунктов захоронения РАО

Обоснование долговременной безопасности объектов, выводимых из эксплуатации по варианту захоронения на месте.
Создание расчетных моделей крупных промплощадок, в том числе с большими объемами РАО для захоронения.


Систематизирована и проанализирована информация о выполнении обязательств Российской Федерации, вытекающих из международных Конвенций

Подготовка материалов национальных докладов Российской Федерации по выполнению обязательств, вытекающих из Конвенции о ядерной безопасности и Объединенной конвенции о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с РАО


Программа позволит обеспечить радиационную безопасность населения и окружающей среды и прогнозировать полное решение проблем ядерного наследия к 2050 году.

Ожидаемая экономическая эффективность:

  • Предотвращение финансовых потерь, политического и иного ущерба за счет недопущения чрезвычайных ситуаций с радиологическими последствиями на объектах ядерного наследия.
  • Сокращение будущих бюджетных расходов за счёт уменьшения количества объектов ядерного наследия и снижения затрат на безопасное содержание остановленных объектов в случае их плановой ликвидации.
  • Снижение федеральных расходов на содержание в безопасном состоянии ОЯТ и накопленных РАО путем создания и использования базовых объектов инфраструктуры и перехода к непосредственному захоронению радиоактивных отходов.
  • Повышение инвестиционной привлекательности атомной отрасли за счет обеспечения ядерной и радиационной безопасности на всех этапах жизненного цикла объектов использования атомной энергии и снижения экологических рисков.

Ожидаемая социальная эффективность:

  • Снижение уровня социальной напряженности в регионах размещения объектов использования атомной энергии за счет вывода из эксплуатации и ликвидации 76 ядерно и радиационно опасных объектов, в том числе в ряде ключевых федеральных и отраслевых городах, и приведения к критериям приемлемости и передачи на захоронение 155,2  тыс. м3 РАО.
  • Обеспечение приемлемого уровня риска радиационного воздействия объектов использования атомной энергии, источников ионизирующего излучения техногенного и природного происхождения на человека и среду его обитания.
  • Повышение занятости персонала организаций атомной отрасли и смежных отраслей (до 15 тыс. человек).

Ожидаемая экологическая эффективность выражается:

  • Реабилитация радиационно загрязненных территорий.
  • Снижение радиационного воздействия на окружающую среду в результате модернизации защитных инженерных барьеров и перевода ядерно и радиационно опасных объектов в экологически безопасное состояние.

Открытость реализации Программы

В ряду важнейших задач управления Программой стоит повышение открытости и прозрачности реализации ее мероприятий. Обеспечение публичности ФЦП ЯРБ-2 вносит существенный вклад в общественную приемлемость выполняемых работ, повышает конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность атомной отрасли.

Интернет-портал фцп-ярб2030.рф является официальным сайтом и основным информационным ресурсом Программы. Здесь доступны сведения о радиоэкологической обстановке в регионах реализации ее мероприятий, оперативные новости, публикации и информационно-аналитические и авторские материалы по смежным тематикам обеспечения ядерной и радиационной безопасности. К обсуждению актуальных вопросов привлекаются авторитетные представители экспертного и отраслевого сообщества.

На сайте представлена актуальная информация о государственных закупках на выполнение осуществляемых в рамках ФЦП ЯРБ-2 работ. Отбор исполнителей работ, финансируемых из средств федерального бюджета, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».


Ключевым и очень важным направлением в обеспечении публичности ФЦП ЯРБ-2 является организация технических туров на площадки и объекты реализации Программы. Ежегодно редакция портала организует не менее трех подобных мероприятий, в которых принимают участие члены Общественного совета Госкорпорации «Росатом», представители эксплуатирующих организаций и исполнителей работ, экологических и общественных организаций, местных администраций, экспертного и научного сообществ, а также СМИ.

Итоги проведения технических туров освещаются на Портале, а также на официальной странице Программы в социальной сети ВКонтакте.