Федеральная целевая программа «Обеспечение ядерной
и радиационной безопасности на 2016 - 2020 годы и на период до 2030 года»

Подробнее о программе

13 апреля 2017 - 28 апреля 2017

Интернет-конференция

Подведены итоги первой интернет-конференции, посвященной теме «Информационная открытость федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016 - 2020 годы и на период до 2030 года» (ФЦПЯРБ-2) и принципы работы с населением и общественностью».

В работе конференции приняли участие более 730 человек из 15 регионов Российской Федерации. Более 50 посетителей интернет-конференции приняли участие в опросе, на портал поступило более 15 вопросов. Самыми актуальными темами дискуссии стали: реализация мероприятий ФЦП ЯРБ-2, ее экологическая составляющая, методы обращения с радиоактивными отходами (РАО) и отработавшим ядерным топливом (ОЯТ), вопросы участия общественности в принятии решений относительно ликвидации советского ядерного наследия, проблемы вторичного использования РАО и ОЯТ.

Экспертами конференции выступили признанные специалисты атомной отрасли и представители общественных организаций: Глинский Марк Львович, первый заместитель генерального директора ФГБУ «Гидроспецгеология», Арутюнян Рафаэль Варназович, заместитель директора ИБРАЭ РАНпо научной работе и координации перспективных разработок, Иванов Виктор Константинович, заместитель директора по научной работе ФГБУ «Медицинский радиологический научный центр имени А.Ф. Цыба», Никитин Александр Константинович, член Общественного совета Госкорпорации «Росатом», Торопов Алексей Владимирович, директор Томского Зеленого Креста и ТРБОО "СибЭкоАгентство", Мурогов Виктор Михайлович, начальник Международного Центра Ядерного Образования, Калмыков Степан Николаевич, заведующий кафедрой радиохимии химического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Также в подготовке ответов на ряд вопросов приняли участие специалисты Госкорпорации «Росатом» и ФБУ «Научно-технический центр по ядерной и радиационной безопасности».

Ответы на вопросы интернет-конференции «Информационная открытость федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016 - 2020 годы и на период до 2030 года» и принципы работы с населением и общественностью»


1Когда выйдет в свет разработанный и утвержденный Ростехнадзором по согласованию с Госкорпорацией «Росатом» перечень федеральных норм и правил, подлежащих разработке, пересмотру и внесению изменений?

Ответ на вопрос и авторские комментарии – Хамаза Александр Александрович, Директор ФБУ «Научно-технический центр по ядерной и радиационной безопасности»

"В целях планомерного развития нормативной базы, применяемой для регулирования безопасности в области использования атомной энергии, повышения эффективности осуществления функций по выработке и реализации государственной политики в сфере нормативного правового регулирования безопасности при использовании атомной энергии Ростехнадзором разработана Концепция совершенствования нормативного правового регулирования безопасности и стандартизации в области использования атомной энергии.

По согласованию с Госкорпорацией «Росатом» Ростехнадзором утвержден План реализации Концепции совершенствования нормативно-правового регулирования безопасности и стандартизации в области использования атомной энергии (утвержден Руководителем Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору А.В.Алешиным 25 июня 2015 г.).

Данный план предусматривает разработку и актуализацию действующих федеральных норм и правил в области использования атомной энергии до 2023 г. 

В целях обеспечения гласности и открытости указанные Концепция и Перечень размещены на официальном сайте Ростехнадзора в сети Интернет по адресу: www.gosnadzor.ru/nuclear/.

Далее

2Какова стратегия органов государственной власти Российской Федерации и, в частности, Госкорпорации "Росатом" в части предоставления доступа к информации о радиационных авариях и инцидентах широким слоям общественности?

Ответ на вопрос и авторские комментарии – Арутюнян Рафаэль Варназович, Заместитель директора по научной работе и координации перспективных разработок ИБРАЭ РАН

Информирование населения по вопросам безопасности, в том числе при радиационных авариях – это обязанность, предусмотренная законодательством Российской Федерации, аза сокрытие соответствующей ин¬формации определена ответственность.

По закону при радиационной аварии информацию общественности обязаны предоставлять соответствующие органы исполнительной власти и организации в пределах их компетенции, а именно:

  • службы системы государственного контроля за радиационной обстановкой и санитарно-эпидемиологическим благополучием (Росгидромет и Роспотребнадзор);
  • службы Единой государственной системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС);
  • органы государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • органы местного самоуправления;
  • администрация эксплуатирующей организации;
  • органы управления использованием атомной энергии (сюда входит и Госкорпорация «Росатом»);
  • органы государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии.
  • За МЧС России закреплена руководящая роль в исполнении государственной функции по оповещению/информированию населения при ЧС природного и техногенного характера.

    Параметры радиационной обстановки контролируются организациями разной ведомственной принадлежности. Это дает гарантию, что ухудшение радиационной ситуации будет так или иначе обнаружено и об этом станет известно общественности. Скажем, содержание радиоактивных веществ в атмосферном воздухе контролируют службы Росгидромета.

    Если произойдет что-то серьезное, изменение радиационной обстановки будет обнаружено, помимо подразделений Росгидромета, санитарно-эпидемиологическими службами Роспотребнадзора, ведомствами с собственными службами радиационного контроля. Важным достижением в этом плане является создание в субъектах Российской Федерации 29 территориальных систем радиационного мониторинга и аварийного реагирования, ключевым элементом которых являются территориальные автоматизированные системы контроля радиационной обстановки АСКРО. При наличии в регионе АСКРО, повышение радиационного фона будет обнаружено гораздо быстрее.

    Госкорпорация «Росатом» обеспечивает радиационный контроль в санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения своих объектов и информирование населения о радиационной обстановке в окрестностях предприятий и организаций Госкорпорации «Росатом» при нормальных условиях эксплуатации. Эту информацию каждый желающий может увидеть на сайте www.russianatom.ru.

    При возникновении аварии на объекте, в котором используются ядерные или радиоактивные вещества и материалы, приведшей к выбросу радиоактивных веществ сверх установленных пределов в окружающую среду, Госкорпорация «Росатом» обязана обеспечивать оперативной информацией о радиационной обстановке соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы управления использованием атомной энергии, органы государственного регулирования безопасности, службы РСЧС.

    Полная открытость, интерактивное взаимодействие, или краткое сухое информирование пост-фактум со значительной задержкой с целью "успокоить общественность"?

    Анализ разного рода чрезвычайных ситуаций показывает, что паника многократно усугубляет масштабы и тяжесть их последствий. Причиной паники обычно становится непоследовательная, противоречивая, сбивающая с толку информация или ее отсутствие в нужный момент. Когда представители органов власти и должностные лица выступают с несогласованными или противоречивыми заявлениями через СМИ, население с недоверием реагирует на официальные рекомендации, и поступает по своему усмотрению, пытаясь защитить себя, своих близких и свои интересы.

    Кроме того, запоздалый, неинформативный и некоординированный ответ официальных кругов и должностных лиц на повышенное внимание к радиационной аварии со стороны СМИ и общественности наносит психологический, экономический и политический ущерб обществу в целом.

    Эффективное информирование общественности позволяет удержать контроль над ситуацией и снизить масштаб радио¬логических и, особенно, нерадиологических последствий аварии.

    Аварийное информирование при радиационной аварии подразумевает:

    • своевременное предоставление общественности, включая СМИ и жителей аварийной зоны, последовательной, непротиворечивой, достоверной и изложенной понятным обычным людям (неспециалистам в области использования ядерных технологий) языком информации, - до, во время и после аварии;
    • реагирование на общественную обеспокоенность, включая обоснование необходимости и достаточности защитных мер для общественности.

    Под своевременным предоставлением надлежащей информации общественности понимается:

    • подготовка и распространение по различным информационным каналам сообщений для местного населения и широкой общественности на протяжении всего периода аварии;
    • оперативное реагирование на некорректную информацию и слухи;
    • ответы на информационные запросы со стороны СМИ.

    С вашей точки зрения что хуже - открыто говорить о возникающих нештатных ситуациях и мерах по их ликвидации или же утаивать информацию, если с точки зрения экспертов обнародование информации можешь принести больше вреда, чем пользы?

    Все зависит от масштаба ситуации. Если речь идет о технологических нарушениях на объектах использования атомной энергии, которые никоим образом не влияют на безопасность населения и территорий, то в этом случае необходимо оповещение только по линии ведомства или органа власти, курирующего данный объект.

    В случае возникновения серьезной нештатной ситуации, при которой возможен значимый аварийный выброс (сброс) радиоактивных веществ в атмосферу, обнародование информации для населения необходимо осуществить как можно скорее.

    Таким образом, оповещать население необходимо в тех случаях, когда есть реальная угроза здоровью и благополучию населения.

    Далее

3Каковы перспективы атомной отрасли как основного инструмента преодоления зависимости от "нефтяной иглы"?

Ответ на вопрос и авторские комментарии – Администрация интернет-портала «фцп-ярб2030.рф»

Перспективы развития атомной отрасли в России до 2020 года определены в государственной программе «Развитие атомного энергопромышленного комплекса». Об инновационной деятельности Госкорпорации, включая оценку и прогноз ее конкурентоспособности в инновационной сфере можно узнать здесь. Поскольку данная дискуссия посвящена вопросам информационной открытости федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности», обратим Ваше внимание на важную роль именно этой программы в обеспечении устойчивого развития атомной генерации и формировании системы государственных гарантий безопасности при использовании атомной энергии.

4Где можно найти актуальную карту радиационного загрязнения Москвы и Московской области?

Ответ на вопрос и авторские комментарии – Арутюнян Рафаэль Варназович, Заместитель директора по научной работе и координации перспективных разработок ИБРАЭ РАН

Карты радиационной обстановки в Москве и Московской области доступны в режиме реального времени на сайтах:

Эти данные показывают, что радиоактивного загрязнения в Москве и Московской области нет. Справка: Согласно действующим нормам радиационной безопасности НРБ-99/2009 под радиоактивным загрязнением понимается «присутствие радиоактивных веществ на поверхности, внутри материала, в воздухе, в теле человека или в другом месте, в количестве, превышающем уровни, установленные настоящими санитарными правилами».

Для населения допустимый уровень облучения (основной предел дозы) составляет 1 мЗв в год в среднем за любые последовательные 5 лет, но не более 5 мЗв в год. На территориях, где годовая эффективная доза не превышает 1 мЗв, производится обычный контроль радиоактивного загрязнения объектов окружающей среды и сельскохозяйственной продукции. Проживание и хозяйственная деятельность населения на этой территории по радиационному фактору не ограничивается. При величине годовой дозы более 1 мЗв на загрязненных территориях проводится зонирование.

По данным Центрального УГМС в январе-апреле 2017 г., как и в предшествующий период, радиационная обстановка в Москве и Московской области была стабильной. За пределами административных границ предприятий и организаций, относящихся к объектам использования атомной энергии, превышения нормативных уровней для населения не было выявлено, соответственно зонирование радиационно-загрязненных территорий в последние годы не проводилось.


  Далее

5Подскажите, насколько выгодно и полезно захоранивать РАО и ОЯТ вместо того, чтобы оставлять их на поверхности земли?

Ответ на вопрос и авторские комментарии – Иванов Виктор Константинович, Заместитель директора по научной работе ФГБУ «Медицинский радиологический научный центр имени А.Ф. Цыба»

"Решение вопроса о захоронении РАО и ОЯТ принимается с учетом ряда основных принципиальных факторов: радиологической природы (защита населения и окружающей среды), экономических возможностей, социально-психологических проблем и др.

Рассмотрим только первый фактор с позиций Российской научной комиссии по радиологической защиты (РНКРЗ). В 1928 г. была создана Международная комиссия по радиологической защите, а в 1956 г. – Научный комитет ООН по действию атомной радиации. РНКРЗ функционирует с 1958 года, т.е. уже 60 лет. Основные направления работ этих авторитетных организаций ориентированы на определение зависимости «доза-эффект» и созданию в конечном итоге нормативных требований. Под эффектом подразумевается радиационно-обусловленная индукция возможных онкологических заболеваний.

После атомной бомбардировки в 1945 г. Японских городов Хиросима и Нагасаки уже более 60 лет функционирует регистр «Хибакусей», т.е. лиц, переживших эту бомбардировку. Основные заключения НКДАР ООН, рекомендации МКРЗ и стандарты МАГАТЭ базируются на результатах наблюдения за состоянием здоровья «Хибакусей». Их средняя доза облучения составила 210 мЗв, при этом частота заболеваемости лейкозами возросла почти в 2 раза, а остальных (солидных) раков на 10 %. Поэтому понятно, что лучевая нагрузка на население в дозах порядка 200 мЗв приводит к неприемлемому уровню риска возможных отдаленных радиологических последствий.

Если говорить о мощности дозы, например, для среднеактивных и высокоактивных РАО (порядка 10 мЗв/час), то понятно, что лучевая нагрузка населения, а следовательно и уровень потенциального радиологического риска индукции онкологических заболеваний может достигать неприемлемого уровня.

Поэтому несмотря на то, что создание подземных захоронений - это безусловно дорогостоящее мероприятие, с позиций современных требований радиологической защиты на международном и национальном уровнях этой технологии отдается предпочтение. Понятно, что в конечном итоге вопрос решается с учетом величины дозы и возможных радиологических последствий для разных сценариев обращения с ОЯТ и РАО."


Далее

6Существуют ли сегодня технологии по вторичному использованию отработавшего ядерного топлива?

Ответ на вопрос и авторские комментарии – Иванов Константин Владимирович, Руководитель проектного офиса «Формирование системы обращения с ОЯТ» Госкорпорации «Росатом»

Вторичное использование отработавшего ядерного топлива является декларированной в рамках Объединенной конвенции политикой Российской Федерации в области обращения с ОЯТ, которая базируется на исходном положении о том, что ОЯТ не является радиоактивными отходами.

В основу государственной политики Российской Федерации в области обращения с ОЯТ положен принцип его переработки для обеспечения экологически приемлемого обращения с продуктами деления и возврата в ядерный топливный цикл регенерированных ядерных материалов.

Промышленная переработка ОЯТ в настоящее время осуществляется на РТ-1 (ФГУП «ПО «Маяк»). Основной задачей завода РТ-1 является прием, временное хранение и переработка различных видов ОЯТ энергетических реакторов ВВЭР-440 и БН-600 и исследовательских реакторов.

Технологическая схема переработки ОЯТ на заводе РТ-1 основана на водно-экстракционных технологиях, близких к классическому варианту схемы PUREX-процесса.

В настоящее время на РТ-1 ведутся работы по созданию отделения разделки и пеналирования ОЯТ типа АМБ в целях его последующей переработки, модернизации узла приемки для переработки негерметичного ОЯТ РБМК-1000 и совершенствованию систем обращения с РАО.

В 2016 году получена лицензия на эксплуатацию первого пускового комплекса опытно-демонстрационного комплекса (ОДЦ) по переработке ОЯТ на ФГУП «ГХК».

Продолжаются работы по возведению второго пускового комплекса опытно-демонстрационного комплекса по переработке ОЯТ с производительностью переработки 250 тонн ОЯТ в год.


Далее

7Какие реальные действия предпринимаются для строительства объектов обезвреживания и захоронения ядерных отходов? Где население может получить актуальную информацию о местах расположения подобных объектов, сопутствующих рисках?

Ответ на вопрос и авторские комментарии – Дорофеев Александр Николаевич, Госкорпорация «Росатом»

Какие реальные действия предпринимаются для строительства объектов обезвреживания и захоронения ядерных отходов?

Российское законодательство не оперирует понятием «ядерные отходы», используется другой термин – «радиоактивные отходы». Вопросы обращения с радиоактивными отходами урегулированы федеральным законом «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в том числе в ст. 11 определены этапы создания единой государственной системы обращения с радиоактивными отходами. Порядок и сроки ее создания установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2012 № 1185.

Первый этап, на котором должна была быть разработана нормативная база, проведена первичная регистрация радиоактивных отходов и мест их размещения, завершен. Сейчас идет второй этап - создание системы захоронения низкоактивных и среднеактивных радиоактивных отходов. Один пункт захоронения среднеактивных короткоживущих и низкоактивных отходов уже сооружен в Новоуральске Свердловской области.

Где население может получить актуальную информацию о местах расположения подобных объектов, сопутствующих рисках?

Карта объектов захоронения радиоактивных отходов и другая информация представлены на сайте национального оператора по обращению с радиоактивными отходами ФГУП «НО РАО».

Обязательный этап, предшествующий деятельности по захоронению, это проведение общественных слушаний по материалам обосновании лицензий. В представленных на обсуждение материалах дается оценка риска для населения и окружающей среды, представляемого конкретным объектом. Для пункта захоронения годовая доза для населения не может превышать 10 мкЗв/год, или 10% от основного предела доз в 1 мЗв/год.

Другими источниками официальной информации являются отчеты о деятельности и публикации различных ведомств (например, Ростехнадзора, Миниприроды России и др.), радиационно-гигиенические паспорта территорий. Вопросы захоронения широко обсуждаются в научной литературе и периодических изданиях, а также освещаются на различных форумах. Ежегодный международный форум-диалог и выставка «АтомЭко-2017» пройдут в Москве 21-22 ноября 2017 года.

Возможен ли трансграничный ввоз радиоактивных отходов из других стран и куда они направляются?

Нет, не возможен, за исключением предусмотренного ст. 31 федерального закона «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» возврата отработавших закрытых источников ионизирующего излучения, произведенных в Российской Федерации. Положение о возврате таких источников утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2012 № 1186. В соответствии с указанным документом возврат осуществляется на основании разовой лицензии, для получения которой требуется представить информацию о пункте захоронения (пункте переработки), а также копию договора с национальным оператором по обращению с радиоактивными отходами о передаче на захоронение российского источника излучения.

При обнаружении повышенного фона при демонтаже зданий, сооружений или оборудования, куда обращаться за вывозом отходов демонтажа? Какие лицензии и допуски должны быть у организаций?

Если повышенный фон выявлен при демонтаже здания, сооружения, оборудования, не имеющих статуса ядерно и радиационно опасного объекта, то следует незамедлительно обратиться в органы санитарно-эпидемиологического надзора и иные органы исполнительной власти и службы, осуществляющие контроль в области обеспечения радиационной безопасности. Это необходимо для выявления источника излучения, дающего повышенный фон. Одновременно необходимо уведомить органы МВД и ФСБ, так как нельзя исключать фактор террористической угрозы либо несанкционированный оборот радиоактивных веществ и ядерных материалов.

В случае планового демонтажа ядерно и радиационно опасного объекта, он должен проводиться в строгом соответствии с проектной документацией, а необходимые для ведения работ лицензии и допуски уже должны быть оформлены. Кроме того, в проекте должны быть рассмотрены все вопросы обращения с отходами, образующимися при демонтаже. При образовании при демонтаже радиоактивных отходов, обращение с ними осуществляется в соответствии с требованиями федерального закона «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», федеральных норм и правил и иных нормативных документов. Случаи непредвиденных ситуаций и порядок действий при их возникновении должны быть также отражены в проектной документации.

Какие на данный момент применяются технологии при обращении с подобными отходами?

Для ответа просьба конкретизировать, о каких отходах идет речь.


Далее

8Сколько радиоактивных отходов ввозится из-за рубежа? Насколько безопасна их перевозка по территории России?

Ответ на вопрос и авторские комментарии – Мурогов Виктор Михайлович, Начальник Международного Центра Ядерного Образования, профессор ИАТЭ НИЯУ МИФИ

Сколько радиоактивных отходов ввозится из-за рубежа?

На сегодняшний день ядерная энергетика и промышленность, связанная с использованием ядерных материалов, является двигателем прогресса постиндустриального общества. Она открывает широкие перспективы использования ядерных материалов, человечество стремится благоустроить жизнь не только в ближайшем будущем, но и на многие десятилетия вперед. Полеты в космос, развитие военной индустрии, современные медицинские технологии лечения тяжелых заболеваний, все это было бы невозможно без радиоактивных веществ, которые в огромном количестве добывают во всем мире, и в том числе в нашей стране.

Поэтому существует необходимость решения проблемы хранения, переработки и захоронения радиоактивных атомных отходов (РАО).

Многие страны приняли меры безопасности с помощью простого запрета ввоза на их территорию РАО для дальнейшего хранения, переработки и захоронения. После использования радиоактивные вещества продолжают нести в себе огромную угрозу не только той территории, на которой они хранятся, флоре и фауне, а также жизни и здоровью человека.

Использование, хранение, переработка и захоронение радиоактивных отходов конечно же регулируется на законодательном уровне, и это есть нормальное явление для любого современного государства, заботящегося о своем благополучии, о своей экологии и об экологии мира в целом. Данной проблеме посвящен Федеральный закон от 11 июля 2011 г. № 190-ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Который содержит в себе правила определения вида радиоактивных отходов, их хранение и переработку, и непосредственно запрещает ввоз на территорию России таких отходов из других государств. Однако статьей 31, предусматриваются случаи, при которых такой ввоз разрешен.

Разрешается возврат в РФ отработавших закрытых источников ионизирующего излучения, произведенных в России, в том числе для цели их переработки или захоронения. Финансирование мероприятий по возврату отработавших закрытых источников ионизирующего излучения, произведенных в РФ, осуществляется организацией — экспортером закрытого источника ионизирующего излучения.

Сегодня наша страна является экспортером, так называемых закрытых источников ионизирующих излучения (ТВС), поскольку является одним из лидеров по строительству энергоблоков за рубежом (16 % мирового рынка услуг по строительству АЭС). И по условиям около 175 контрактов, заключаемых со странами-заказчиками таких проектов, поставщик АЭС обязуется заменить отработанное ядерное топливо (ОЯТ) новым (ТВС).

Переработка облученного ядерного топлива (ОЯТ)

Сегодня переработка ОЯТ осуществляется, в том числе на уже упоминавшихся ранее химкомбинате «Маяк», завод РТ-1около Челябинска и на заводе РТ-2 на ФГУП «ГХК» около Красноярска. Переработка ОЯТ –высокотехнологичный процесс, освоенный только в шести передовых странах с высокоразвитой ядерной технологией радиохимпереработки. Соответственно стоимость этого процесса, т.е. прибыль для нашей ядерной отрасли, очень высокая (около 1000 $/кг).Один из наиболее важных продуктов переработки - плутоний. Возврат ОЯТ, произведенного в нашей стране, его длительное хранение (расхолаживание перед переработкой) и последующая переработка с выделением плутония, хранение плутония – это гарантия «нераспространения» потенциального материала для ядерного оружия. Но для нашей «ядерной» державы это одно из наиболее эффективных топлив будущей ЯЭ на базе реакторов на быстрых нейтронах (типа БН) в рамках замкнутого ЯТЦ с переработкой ОЯТ. Т.е. одновременно решаются две стратегически важные задачи обеспечения будущего развития мирной ЯЭ: Проблема ядерного нераспространения и практически неограниченных ресурсов развития ЯЭ будущего(на основе превращения сырья в виде урана-238 в эффективное ядерное топливо- плутоний).Выделяемые продукты деления – радиоизотопы – являются сырьевым материалом для радиофармацевтической промышленности. Остатки (около 5 %) - РАО –предмет окончательного захоронения.

Таким образом, переработка делящегося материала, облученного нейтронами в ядерном реакторе топлива осуществляется для решения таких задач, как:

  • получение урана и плутония для производства нового топлива;
  • получение делящихся материалов (урана и плутония) для производства ядерных боеприпасов;
  • получение разнообразных радиоизотопов, находящих применение в медицине, промышленности и науке;
  • получение доходов от других стран, которые либо заинтересованы в первом и втором, либо не хотят хранить у себя большие объемы ОЯТ;
  • решение экологических проблем, связанных с захоронением РАО.

В России накоплено большое количество своего ОЯТ. Ввоз иностранных ядерных отходов не изменит ситуацию в корне (свои-то отходы все равно будут), зато поможет заработать средства России и направить их на развитие технологий и инфраструктуры, повышение безопасности.

Насколько безопасна их перевозка по территории России?

Среди перевозимых в России радиоактивных материалов в настоящее время присутствуют: руда, химические и физические концентраты, гексафторид урана, свежее и отработанное ядерное топливо, радиоактивные отходы, а также тысячи видов радиоактивных материалов и изделий с ними, используемых во многих отраслях промышленности, медицине, науке, сельском хозяйстве и т.д.

В России ежегодно в режиме специальных перевозок осуществляется около 2 тысяч между объектовых перевозок радиоактивных материалов автомобильным и железнодорожным транспортом в рамках ядерного топливного цикла. При этом ежедневно, под контролем Центра транспортного контроля «Росатома» находятся от 5 до 25 таких перевозок. Перевозки других опасных грузов составляют примерно 800 млн тонн в год, или около 20% от всех промышленных грузов. Безопасность перевозок обеспечивают как конструкционные особенности упаковок, которые обеспечивает безопасность материалов в нормальных и аварийных условиях, а также организация специального режима перевозок.

Перевозка отработавших тепловыделяющих сборок с АЭС осуществляется в специальных транспортных упаковочных комплектах (ТУК), которые помещаются в железнодорожные транспортеры и отдельными литерными поездами перевозятся в хранилище ФГУП «ГХК». ТУКи и транспортеры являются собственностью комбинатов. Условия безопасной перевозки ОЯТ обеспечиваются ограничением до безопасных приемлемых уровней радиоактивного излучения от упаковок как при нормальных условиях транспортирования, так при возможных железнодорожных авариях.

Радиационная безопасность при транспортировании ОЯТ обеспечивается за счет поглощения излучения высокопрочным стальным корпусом контейнера толщиной до 360 мм, а ядерная безопасность за счет использования конструкции нейтроно-поглощающих материалов и конструкции транспортного чехла.

,p>Все транспортные упаковочные комплекты сертифицированы и отвечают требованиям российских и международных норм безопасной перевозки при нормальной перевозке и аварийных условиях:

  • Падение на твердое основание с высоты 9 м
  • Нахождение в очаге пожара при температуре пламени не менее 800 °C в течение 30 минут
  • Погружение в течение 1 часа под воду на глубину 200 м
  • Падение на металлический штырь диаметром 15 см и высотой 20 см.

В пути следования специалисты комбината находятся в вагоне сопровождения, контролируют с пульта контроля технические и радиационные параметры упаковок с ОЯТ.

Физическая защита при перевозках ОЯТ обеспечивается вооруженными караулами ВВ МВД России.

Аварийно-техническое обеспечение перевозок ОЯТ обеспечивается постоянной готовностью аварийно-спасательных формирований Росатома по предупреждению и ликвидации аварий на транспорте.

К настоящему времени в России накопилось достаточно большое количество не переработанных ТВС реакторов АЭС, содержащих различные делящиеся материалы.

Транспортировка является связующим звеном производственной деятельности предприятий (АЭС, предприятия ЯТЦ, исследовательские ядерные центры, судовые установки гражданского и военного флотов и др.), осуществляющих обращение с радиоактивными материалами. Номенклатура перевозимых по территории России РВ чрезвычайно широка: ядерные делящиеся материалы, радиоактивные вещества, отработавшее ядерное топливо и радиоактивные отходы, свежее ядерное топливо, уран и плутоний в различных химических соединениях (различном физическом состоянии и с различной степенью обогащения по делящимся нуклидам), изотопные источники, и т.п. Их перевозка осуществляется наземным, водным и воздушным видом транспорта.

Особое место занимают автомобильные перевозки. Положительные стороны автоперевозок: мобильность; отсутствие необходимости заблаговременного заказа рейса (норматив МПС —10 суток); быстрота доставки груза; стоимость доставки ниже, чем услуги МПС. Отрицательные стороны автоперевозок: больше внутренних административных процедур при подготовке к рейсу; большее число персонала, участвующего в рейсе; выше вероятность возникновения нештатных ситуаций в пути следования; зависимость от погодных условий (сильные снегопады,гололедица).

Основным видом транспорта для перемещения ОЯТ внутри ядерных стран является железная дорога. По заключению МАГАТЭ и национальных агентств по ядерной и радиационной безопасности железнодорожные транспортировки являются достаточно безопасными. Однако признается, что до конца не исследованы проблемы, которые могут возникнуть в связи с терроризмом, а также вопросы, касающиеся транспортировки ОЯТ через густонаселенные территории.

Морской транспорт используется при транспортировке ОЯТ между странами и континентами, например, между Японией и Европой, между континентальной Европой и Великобританией, а также между Россией и европейскими странами.

Общественные и научно-технические обсуждения проблемы обращения с ядерными отходами (ЯО).

12–13 ноября 2015 г. в Москве проходил X юбилейный международный общественный Форум-Диалог «70 лет российской атомной отрасли. Диалог поколений», а с 5 по 9 октября 2015 г. в Санкт-Петербурге – X Международный ядерный форум «Безопасность ядерных технологий: Транспортирование РМ – «АТОМТРАНС-2015». В своих докладах на этих форумах директор Департамента ЯРБ, организации лицензионной и разрешительной деятельности ГК «Росатом» Сергей Райков сообщил, что за 70 лет перевозок РАО и ОЯТ не произошло ни одной серьезной транспортной аварии с радиологическими последствиями. «Безопасность перевозок обеспечивается как техническими мероприятиями (ограничение и исключение встречного движения, использование буферных транспортных средств, сопровождение, вооруженная охрана, автоматизированная система безопасности транспортирования РМ), так и организационными мероприятиями специального режима (допуск, обучение, контроль маршрутов, контроль в движении)».

По данным МАГАТЭ, в мире в год перевозится примерно 10–37 млн упаковок с РАО и ОЯТ (в среднем около 20 млн. в год). Из этого количества 12% приходится на атомную энергетику,23% на промышленность и 65% на медицину. В сравнении с перевозками других опасных грузов (ОГ), это примерно 1–2% для авто, железнодорожного и морского транспорта и до 10 % для перевозок воздушным транспортом от общего объема перевозок ОГ на этих видах транспорта. (ОГ это взрывчатые материалы, ядовитые вещества и т. д.).

В России ежегодно в режиме специальных перевозок осуществляется около 2 тысяч перевозок с РМ.

Между объектовых перевозок радиоактивных материалов (РМ) автомобильным и железнодорожным транспортом в рамках ЯТЦ, ежедневно 6–7 железнодорожных эшелонов с грузами ЯТЦ находятся на путях. Перевозки всех ОГ составляют 800 млн. тонн в год. По данным МАГАТЭ, в мире в год перевозится примерно 10–37 млн. упаковок с РМ.

В России имели место единичные происшествия за все время перевозок РМ.

Примером решения проблемы обращения с ЯЭ, т.е. с РАО и ОЯТ (по классификации этих стран) являются Швеция и Финляндия. На основе предоставления социально-экономических льгот территориям в районе захоронения РАО и полученного от этих территорий согласия, созданы и готовятся к вводу для практически вечного захоронения хранилища в гранитном массиве под дном океана (моря).

Далее

9Через несколько десятков лет запасы урана могут уже закончиться. На чем, в этом случае, будет работать атомная энергетика, на которую сегодня Россия делает высокую ставку?

Ответ на вопрос и авторские комментарии – Арутюнян Рафаэль Варназович, Заместитель директора по научной работе и координации перспективных разработок ИБРАЭ РАН

Хотелось бы отметить, что тема проводимой интернет-конференции «Информационная открытость федеральной целевой программы и принципы работы с населением и общественностью», поэтому мы ограничимся коротким ответом.

Атомная энергетика развивается не только в России, а во многих ведущих экономически развитых странах. Более 80% производимой на АЭС электроэнергии производится в десятке ведущих стран мира. В последние десятилетия атомная энергетика получила распространение и в развивающихся странах. Развитие атомной энергетики обусловлено прежде всего стратегическим пониманием решения необходимости производства электрической энергии без ущерба для экологии. Основой этого является переход к технологии реакторных установок на быстрых нейтронах и замкнутого ядерного топливного цикла.

При переходе на эту технологию имеющейся топливной базы для атомной энергетики хватит на тысячелетие и даже больше.

В 2010 г. «Росатом» инициировал работы по созданию новой технологической платформы атомной отрасли на основе быстрых реакторов и замкнутого ядерного топливного цикла. Идею поддержало правительство, была принята Федеральная целевая программа «Ядерные энерготехнологии нового поколения на период 2010 - 2015 годов и на перспективу до 2020 года». Подробнее

Далее

10Как осуществляется контроль над реализацией мероприятий программы и ее экологической составляющей? Существуют ли какие-либо системы единого мониторинга?

Ответ на вопрос и авторские комментарии – Марк Львович Глинский, Первый заместитель генерального директора ФГБУ «Гидроспецгеология»

Как осуществляется контроль за реализацией мероприятий программы и ее экологической составляющей?

Контроль реализации мероприятий экологической составляющей ФЦП-2 осуществляют профильные департаменты Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», в том числе: Дирекция по государственной политике в области РАО, ОЯТ и ВЭ ЯРОО. Контролируется научно-технический уровень реализации конкретных мероприятий и соблюдение запланированных сроков.

Существуют ли какие-либо системы единого мониторинга?

В рамках реализации требований закона РФ № 219-ФЗ от 21.07.2014 г. «О внесении изменений в федеральный закон «Об охране окружающей среды»

и отдельные законодательные акты Российской Федерации» о ведении на территории России промышленного экологического контроля (ПЭК) в Госкорпорации «Росатом» имеются две постоянно действующие системы мониторинга недр и других объектов окружающей среды.

Это аналитическая информационная система объектного мониторинга состояния недр (АИС ОМСН) и информационно-аналитическая система радиоэкологического мониторинга (ИАС РЭМ).

Объектный мониторинг состояния недр на предприятиях и в организациях Государственной корпорации «Росатом» (ОМСН) - это научно обоснованная система регулярных, заранее запланированных наблюдений за изменениями индикаторных показателей состояния недр и дренирующих или питающих поверхностных водотоков и водоемов, происходящими в результате деятельности предприятий и организаций, имеющих на своей территории ядерно и/или радиационно опасные объекты (ЯРОО), оценка и прогноз этих изменений во времени и пространстве и направленное управление ими.

Радиационный экологический мониторинг (РЭМ) - система регулярных наблюдений за изменениями индикаторных показателей состояния окружающей среды, происходящими в результате прошлой (реализация первого атомного проекта) и современной деятельности предприятий.

Цель функционирования АИС ОМСН – геоэкологическое обоснование безопасной эксплуатации и вывода из эксплуатации ЯРОО, целью же функционирования ИАС РЭМ является построение целостной системы экологического менеджмента Госкорпорации «Росатом».

К основным задачам АИС ОМСН относятся ведение базы данных, содержащей информацию о состоянии недр на предприятиях ГК «Росатом», обоснование инженерных решений на основе прогнозных оценок состояния недр и получение данных для работы с населением и СМИ.

Основные задачи ИАС РЭМ - это поддержка принятия управленческих решений в части охраны окружающей среды, формирование единого банка данных о состоянии окружающей среды, формирование отчетности и передача информации контрольно-надзорным органам Госкорпорации «Росатом» и органам государственной власти РФ, обеспечение регулярного и оперативного учета, анализа, оценки деятельности предприятия в области экологии.

Функционирование обеих систем мониторинга позволяет принимать решения по разработке мероприятий снижения воздействия предприятий и организаций Госкорпорации «Росатом» на окружающую среду, обеспечивать полную поддержку процессов ПЭК на промышленных предприятиях, в том числе мониторинг объектов окружающей среды в разрезе сред, выполнять требования №331-ФЗ по созданию и эксплуатации баз данных информационных систем в области охраны окружающей среды, а также обеспечивать исходными данными прогнозные оценки состояния недр и принимать управленческие решения по реабилитации ЯРОО.

Информация, получаемая из АИС ОМСН и ИАС РЭМ, позволяет существенно повысить безопасность эксплуатации и вывода из эксплуатации ЯРОО, представленных в ФЦП -2, и снизить риски для здоровья населения прилегающих к ним районов.

Далее

11Какие мероприятия в рамках ФЦП ЯРБ-2 предпринимаются по очищению Арктики от РАО?

Ответ на вопрос и авторские комментарии – Мартыненко Сергей Викторович, Госкорпорация «Росатом»

В рамках ФЦП ЯРБ-2 в 2016 – 2019 году планируется выполнить комплекс мероприятий по утилизации атомного ледокола «Сибирь». В 2016 году подготовлено место стоянки атомного ледокола «Сибирь» и подготовлена инфраструктура по выгрузке атомной паропроизводящей установки. Выполнена подготовка атомного ледокола «Сибирь» к перегону на место проведения работ по утилизации и перегон его к месту выполнения работ. В июле 2017 года спланировано завершение работ по выгрузке оборудования АППУ, а до конца 2017 года –по демонтажу реакторов, формированию соответствующей блок – упаковки и их размещение на долговременное хранение в пункте долговременного хранения реакторных отсеков в губе Сайда.

В период 2016-2018 гг. планируется завершение работ по утилизации ПТБ «Лепсе». В 2016 году сформирована кормовая блок упаковка. Выполнена ее транспортировка в пункт долговременного хранения реакторных отсеков «Сайда» и ее размещение на долговременное береговое хранение. В 2017 году планируется выполнить работы разделке корпусных конструкций судна и комплекс работ по подготовке носовой блок упаковки к выгрузке ОЯТ. В 2016 году осуществлена транспортировка в «специализированную организацию по обращению с радиоактивными отходами» ТРО образованных от утилизации ПТБ «Лепсе».

В период 2025 - 2030 года планируется выполнить комплекс мероприятий по утилизации следующего атомного ледокола выслужившего установленные сроки службы.

В рамках ФЦП ЯРБ-2 также планируется выполнить комплекс работ по утилизации ПТБ «Лотта», разработаны принципиальные схемы утилизации ПТБ, проведена их технико-экономическая оценка. Планируется утилизация судов атомного технологического обслуживания АО «ПО «Севмаш» (2 шт.).


Далее

12Чем объясняется продление эксплуатации реакторов атомных станций, когда сроки вывода реактора переносятся на несколько лет?

Ответ на вопрос и авторские комментарии – Арутюнян Рафаэль Варназович, Заместитель директора по научной работе и координации перспективных разработок ИБРАЭ РАН

Хотелось бы акцентировать Ваше внимание, что тема проводимой интернет-конференции «Информационная открытость федеральной целевой программы и принципы работы с населением и общественностью», поэтому мы ограничимся коротким ответом.

Продление сроков эксплуатации энергоблоков действующих АЭС после исчерпания назначенного срока службы является общемировой практикой (например, в США лицензируется продление сроков эксплуатации до 60 лет) и является эффективным направлением вложения финансовых средств на сохранение генерирующих мощностей и повышением безопасности АЭС. При продлении сроков эксплуатации энергоблоков АЭС обязательным условием является повышение уровня безопасности.

В каждом конкретном случае решение о продлении срока и определение продолжительности

дополнительного срока принимается с учетом технических и экономических факторов:

  • возможность безусловного обеспечения и поддержания безопасности при дальнейшей эксплуатации;
  • наличие необходимого остаточного ресурса у невосстанавливаемых элементов энергоблока;
  • возможность временного хранения дополнительного количества ОЯТ или его вывоза с площадки;
  • возможность обеспечения безопасности обращения с РАО, образующимися в период дополнительного срока эксплуатации;
  • возможность обеспечения безопасности энергоблока при выводе его из эксплуатации;
  • экономическая эффективность инвестиционного проекта продления срока эксплуатации энергоблока.
Далее

Наверх
Обратная связь