Началась транспортировка ОЯТ с ПТБ «Лепсе» на причал СРЗ «Нерпа»

ФГУП «Атомфлот» и судоремонтный завод «Нерпа» приступили к заключительной фазе проекта по выводу из эксплуатации ПТБ «Лепсе». Предприятия начали работы по транспортировке специализированных контейнеров с ОТВС из защитного укрытия носовой части плавбазы к набережной Н-1 и загрузке их на теплоход «Серебрянка», сообщает пресс-служба завода. «Все операции и действия персонала, задействованного в работах, находятся под постоянным контролем инженерно-технических работников и отдела ЯРБ. На заводе в круглосуточном режиме с помощью АСКРО ведется контроль за радиационной обстановкой. На территориях проведения работ радиационная обстановка соответствует установленным контрольным уровням», – говорится в сообщении.

По словам руководителя проекта по выводу из эксплуатации ПТБ «Лепсе» СРЗ «Нерпа» Александра Малышкина, перед тем как приступить к операции по выгрузке и транспортировке ОЯТ, была проделана колоссальная подготовительная работа: от возведения специального защитного укрытия до разработки и испытания оборудования для выгрузки контейнеров с ОТВС. В мировой практике еще не было случаев утилизации объектов, подобных «Лепсе», поэтому стандартные технологии выгрузки ОЯТ не годились.

«С мая по сентябрь пришлось решить множество вопросов, связанных с доработкой оборудования, поскольку оно уникально и никогда раньше не применялось, а также с обучением персонала, – рассказал Александр Малышкин. – На сегодняшний момент все технологические сложности решены и работы идут в плановом режиме». В целях безопасности все работы по испытаниям оборудования и отработке технологических процессов проводятся на имитаторе.

Контейнеры с ОТВС вырезают из хранилища и складируют для дальнейшей транспортировки. С учетом радиационной обстановки на объекте большая часть процесса происходит без участия человека – с использованием манипуляторов, которые управляются дистанционно: персонал устанавливает само устройство и покидает блок-упаковку. Затем сформированная партия извлекается из баков хранилища и направляется на причал для погрузки.

Всего в хранилищах «Лепсе» находятся 639 контейнеров (пеналов) с ОТВС. Из них 19 имеют измененную геометрию и просыпи топливной композиции и хранятся отдельно, в пяти кессонах. Первыми будут вывозить 620 неповрежденных пеналов. Затем наступит очередь дефектного топлива.

Как пояснил Александр Малышкин, операций по выгрузке дефектного топлива из хранилищ в мире еще не проводилось. «Сейчас технологии разработаны, оборудование под них изготовлено и ждет своего часа», – говорит руководитель проекта. После транспортировки на причал контейнеры с ОЯТ поместят в специальные контейнеры ТУК-18 и плавтехбазой «Серебрянка» доставят на ФГУП «Атомфлот». Планируется совершить шесть рейсов, первый – в конце 2019 года. Далее ОЯТ специальными эшелонами отправят для переработки на ПО «Маяк» в Челябинскую область. Полностью работы по выгрузке должны быть завершены к лету 2020 года.

Утилизация ПТБ «Лепсе» – одно из приоритетных мероприятий ФЦП ЯРБ-2 в рамках решения проблем ядерного наследия. В 1960-1080-х годах судно использовалось для технического обслуживания атомных ледоколов «Ленин», «Арктика» и «Сибирь», в том числе служило хранилищем отработанного ядерного топлива и радиоактивных отходов. В одном из рейсов «Лепсе» попал в сильный шторм, в результате чего большой объем радиоактивной воды попал в помещение хранилища. Провести полную дезактивацию после этого так и не удалось. В 1988 году судно было выведено из эксплуатации.

Практические работы по его утилизации начались в 2008 году в рамках ФЦП ЯРБ-1. Была разработана концепция по утилизации судов с ЯЭУ и судов АТО для последующей разработки рабочих технологий, рабочей проектно-технической документации и выполнения работ по выгрузке ОЯТ и ТРО. С 2008 по 2013 год согласовывались технические проекты и решения по утилизации «Лепсе». После этого бывшую плавтехбазу перевели в док, где разобрали корпус, вокруг носовой и кормовой секций сформировали блок-упаковки. Кормовая блок-упаковка в ноябре 2016 года была транспортирована на пункт хранения РАО в Мурманской области.

Туда же в 2021 году должна отправиться и носовая блок-упаковка. Сделать это раньше не позволяла техническая сложность операции по выгрузке ОЯТ, размещенного в носовом хранилище «Лепсе». Потребовалось сооружение специального укрытия, которое было закончено в 2018 году. Именно внутри него и происходит процесс вырезки и выгрузки контейнеров с ОТВС.

Вернуться к списку новостей